О районе | Муниципальные образования | Экономика | Социальная сфера | Отдых в районе | Муниципальные услуги | Контроль в сфере закупок | Видео |

Отчет финансового управления администрации МО «Коношский муниципальный район» о результатах деятельности
за 2013 год

Отчет финансового управления администрации МО «Коношский муниципальный район»

о результатах деятельности за 2013 год

Деятельность финансового управления администрации МО «Коношский муниципальный район» (далее – финансовое управление) связана с осуществлением функций финансового органа района. Сфера деятельности финансового управления как финансового органа определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением «О бюджетном процессе в МО «Коношский муниципальный район», Положением о финансовом управлении, другими федеральными и областными законами и нормативными правовыми актами.

1. Обеспечение запланированных объемов поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет МО «Коношский муниципальный район» и создание условий для увеличения поступления доходов в бюджет области

В 2013 году общее поступление доходов в бюджет МО «Коношский муниципальный район» составило 877232,0 тыс. рублей или 99,6 процентов к уточненному плану года. По сравнению с 2012 годом прирост доходов составил 274052,0 тыс.руб. или 45 процентов.

Объем безвозмездных поступлений за отчетный год составил 767955 тыс. рублей, что на 268885 тыс. рублей больше, чем в 2012 году.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 109277 тыс. рублей (100,7 процентов к утвержденному плану года). К уровню 2012 года поступление указанных доходов увеличилось на 5 процентов или на 5167 тыс.руб. Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета МО «Коношский муниципальный район» составила 12 процентов.

По сравнению с первоначальным прогнозом налоговых и неналоговых доходов за год дополнительно получено 800 тыс. рублей. Прирост доходов обусловлен, в основном, увеличением поступлений налога на доходы физических лиц.

Поступления основных источников составили:

по налогу на доходы физических лиц – 78385 тыс.рублей (105,3 процента к плану, );

единый налог на вмененный доход-21815 тыс.руб. (94,9 процента к плану);

неналоговые доходы – 7370 тыс. рублей (82,7 процентов к плану).

В целях увеличения доходной части бюджета в 2013 году были предприняты следующие меры:

1) Реализуется План взаимодействия финансового управления и Межрайонной ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкого автономного округа по вопросам мобилизации доходов в бюджет, предусматривающий мероприятия по совершенствованию налоговой системы, работе с крупнейшими плательщиками по увеличению налоговой отдачи, работе по увеличению доходной части бюджетов муниципальных образований и погашению налоговой задолженности.

2) Ежемесячно у предприятий ЖКХ Коношского района запрашивается информация о состоянии задолженности по НДФЛ с целью выявления налоговых агентов, допускающих не перечисление или неполное перечисление НДФЛ. Данные о предприятиях, имеющих задолженность по НДФЛ, передавалась в Межрайонную ИФНС России №5 по Архангельской области и НАО для решения вопроса о назначении выездных налоговых проверок.

3) Работает межведомственная комиссия по контролю за поступлением налогов в бюджет, на заседаниях комиссии рассматривается платежная дисциплина налогоплательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

В 2013 году проведено 8 заседаний межведомственной комиссии « По контролю за поступлением налогов в бюджет МО «Коношский муниципальный район» и погашения задолженности по заработной плате», где рассмотрены налогоплательщики, имеющие задолженность в бюджет по налоговым платежам и выплате заработной платы работникам предприятий. Приглашалось 94 руководителя предприятий, учреждений, индивидуальных предпринимателей. На заседаниях присутствовало 39 представителей (руководители предприятий, учреждений, главные бухгалтера, индивидуальные предприниматели).

В 2013 году задолженность по заработной плате у предприятий составляла 2100 тыс. руб. На 01 января 2014 года задолженность выплачена полностью.

По результатам межведомственной комиссии снижена недоимка по платежам в бюджет в сумме 2339 тыс. руб. в том числе в бюджет района 935,6 тыс.руб.

4) Финансовым управлением проведен анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц на предмет соответствия их законодательству Российской Федерации.

5) Ежеквартально производилась сверка сведений об объектах недвижимого имущества, используемого для осуществления розничной торговли, и сведений об осуществлении предпринимательской деятельности плательщиками единого налога на вмененный доход. В целях осуществления контроля по привлечению всех плательщиков к уплате ЕНВД ежеквартально запрашивалась информация у муниципальных образований Коношского района, отдела промышленности и транспорта, КУМИ администрации Коношского района, Коношского РАЙПО, ч/п Лебедева В.А. о предоставлении в финансовое управление сведений о физических и юридических лицах, осуществляющих розничную торговлю, деятельность в области общественного питания, пассажирских перевозках, аренде имущества используемого для занятия предпринимательской деятельностью. Далее полученные сведения предоставлялись в Межрайонную ИФНС России №5 по Архангельской области и НАО для сверки с данными указанными в декларациях плательщиков ЕНВД.

6) С целью сохранения и увеличения количества налогоплательщиков, единого налога на вмененный доход и дальнейшему развитию предпринимательской деятельности на территории Коношского района, решением сессии Муниципального Совета от 27 ноября 2013года «Об утверждении значений корректирующего коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по муниципальному образованию «Коношский муниципальный район» на 2014год» значения корректирующих коэффициентов К2 по единому налогу на вмененный доход по всем видам деятельности на всей территории Коношского района утверждены без роста, т.е. в редакции 2013года.

7) Координировалась работа администраторов неналоговых платежей по повышению эффективности администрирования поступлений, в том числе по повышению собираемости сокращению недоимки. По администрированию неналоговых доходов были проведены проверки функций администрирования арендных платежей:

- в марте 2013 года в МО «Вохтомское» и в МО «Мирный»

По результатам проведенных проверок оформлены справки проверок, с указанием выявленных недостатков, замечаний и предложений по их устранению.

2. Обеспечение выполнения расходных обязательств

Объем расходов бюджета МО «Коношский муниципальный район» составил 924972 тыс. рублей или 99 % к утвержденному плану года.

В течение года финансовым управлением проводился постоянный мониторинг текущего исполнения бюджета МО «Коношский муниципальный район» в части доходных источников, исполнения расходных обязательств, состояния кредиторской задолженности. В целях управления ликвидностью единого счета бюджета проводился ежедневный мониторинг остатков бюджетных средств.

Обеспечено бесперебойное функционирование бюджетной сферы, своевременная выплата заработной платы, предоставление социальных выплат, осуществление иных социально-значимых расходов.

В рамках реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» финансовое управление принимало активное участие в организации работ и сбором информации по размещению на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) информации муниципальных учреждениях.

В 2013 году в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 о доведении средней зарплаты бюджетников до средней зарплаты в регионе произведено увеличение фондов оплаты труда в муниципальных учреждениях:

- с 1 апреля 2013 года на 10 процентов и с 1 сентября 2013 года на 10 процентов повышен фонд оплаты труда работников вспомогательного персонала муниципальных дошкольных образовательных учреждений ;

- в 2013 году повышен фонд оплаты труда с учетом доведения средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей до уровня 75 процентов к средней заработной плате учителей в Архангельской области (21492,30руб.), и работников муниципальных учреждений культуры до уровня 60 процентов к средней заработной плате в Архангельской области (17193,84руб.)

- с 1 сентября 2013 года на 10,4 % повышен фонд оплаты труда учителей муниципальных общеобразовательных учреждений ;

- с 01 января 2013 года на 47,1 процентов повышен фонд оплаты труда педагогических работников общеобразовательных школ (кроме учителей)

- с 01 января 2013 года на 33,3 процентов повышен фонд оплаты труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений

- с 01 октября 2013 года на 5,5 процентов повышен фонд оплаты труда прочих работников учреждений бюджетной сферы (кроме педагогических работников дошкольных и общеобразовательных учреждений)

Для решения этих и других наиболее важных вопросов, требующих дополнительного финансирования, в 2013 году были подготовлены изменения в бюджет МО «Коношский муниципальный район», предусматривающие за счет остатков собственных средств, оптимизации (экономии) расходов бюджета дополнительные ассигнования на социально-значимые расходы.

Пророченная кредиторская задолженность бюджета МО «Коношский муниципальный район» на 1 января 2014 года составляет-745,0тыс.руб..

При исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» в 2013 году соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предельных размеров дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга. Обеспечено соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов в 2013году, утвержденного Правительством Архангельской области (при утвержденном нормативе в размере 20,35 % от собственных доходов консолидированного бюджета МО «Коношский муниципальный район» с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности фактическое исполнение составило 19,18 %).

По итогам исполнения дефицит бюджета составил 47740,0 тыс. рублей. Дефицит сложился из-за снижения остатков средств на счете по учету средств районного бюджета.

( По состоянию на 01.01.2013года остаток средств –58375080,44руб.

Поступило доходов за 2013год-877232270,98руб.

Произведено расходов за 2013год-924972252,45руб.

Остаток средств по состоянию на 01.01.2014г.-10635098,97руб.

Дефицит-58375080,44-10635098,97=47739981,47руб.)

Исполнение бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 2013 год представлено в приложении № 1 к настоящему отчету.

В соответствии с требованиями законодательства исполнение бюджета в 2013 году осуществлялось на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В течении года на основании принятых изменений решений о бюджете и обращений главных распорядителей средств бюджета финансовым управлением внесено 671 изменений в сводную бюджетную роспись и 346 в кассовый план.

Отчеты об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» ежеквартально представлялся в администрацию на рассмотрение и утверждение. В соответствии со ст.264,2 Бюджетного кодекса РФ отчеты об исполнении бюджета за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2013году утверждены Постановлениями администрации МО «Коношский муниципальный район»:

- от 15 апреля 2013 года № 143-рп «Об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за I квартал 2013 года»;

- от 26 июля 2013 года № 352-рп «Об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за первое полугодие 2013 года»;

- от 24 октября 2013 года № 540-рп «Об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 9 месяцев 2013 года».

В феврале 2013 года финансовым управлением подготовлен годовой отчет об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 2012 год, который прошел внешнюю проверку в контрольно-счетной комиссии, и в установленные бюджетным законодательством сроки внесен на рассмотрение в Муниципальный совет МО «Коношский муниципальный район».

Решением сессии МС МО «Коношский муниципальный район» №380 от 26.06.2013 года рассмотрен и утвержден отчет об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 2012 год.

Ежемесячно составлялись и представлялись в Министерство финансов Архангельской области отчеты об исполнении консолидированного бюджета в 2013 году.

Отчет об исполнении консолидированного бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 2012 год составлен финансовым управлением в феврале 2013 года, представлен в Министерство финансов Архангельской области.

Отчеты об исполнении бюджета, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ опубликованы в газете «Муниципальный вестник» и размещены на официальном интернет-сайте администрации МО «Коношский муниципальный район».

В течение 2013 года финансовым управлением подготовлено:

- 6 проектов решений о внесении изменений и дополнений в решение МС « О бюджете МО «Коношский муниципальный район» на 2013год» принятых сессией МС МО «Коношский муниципальный район».

Принятыми изменениями увеличены плановые доходы бюджета на общую сумму 377255тыс. рублей.

- 2 проекта решения « О внесении изменений и дополнений в Положение о бюджетном процессе МО «Коношский муниципальный район»;

- проект решения «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по местным налогам»

- проект решения «Об утверждении отчета об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 2012год»;

- проект решения «Об утверждении значений корректирующего коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по МО «Коношский муниципальный район» на 2014год;

- проект решения « О создании дорожного фонда МО «Коношский муниципальный район» и утверждения Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда МО «Коношский муниципальный район»;

- проект решения « О бюджете МО «Коношский муниципальный район» на 2014год» (первое и второе чтение)

Важным приоритетом в деятельности финансового управления является своевременное и качественное формирование проекта проект решения « О бюджете МО «Коношский муниципальный район».

В целях организации работы по формированию бюджета на 2014 год финансовым управлением в 2013 году подготовлены и администрацией МО «Коношский муниципальный район»:

Постановление администрации МО «Коношский муниципальный район» от 21.08.2013 № 402 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу», в котором определены приоритеты в области формирования налогового потенциала, политики расходования бюджетных средств, развития и совершенствования межбюджетных отношений, управления муниципальным долгом и совершенствования контроля за использованием бюджетных средств на предстоящий период.

В период формирования проекта бюджета на 2014 год проведено 6 заседаний комиссии по вопросам бюджета, финансов и межбюджетных отношений, на которых были рассмотрены все значимые вопросы формирования бюджета и межбюджетных отношений, в том числе рассмотрены проекты бюджетных ассигнований главных распорядителей средств бюджета МО «Коношский муниципальный район».

Проект решения « О бюджете МО «Коношский муниципальный район» на 2014год» (первое и второе чтение) с необходимыми документами и материалами сформирован финансовым управлением в полном соответствии с бюджетным законодательством, одобрен администрацией МО «Коношский муниципальный район области и внесен в установленные сроки на рассмотрение.

Проект бюджета рассмотрен на сессии Муниципального Совета МО «Коношский муниципальный район» в двух чтениях и принят от 25.12.2013 № 30.

В установленные сроки сформированы и представлены в министерство финансов Архангельской области уточненный и плановый реестры расходных обязательств и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав , на 2010 – 2014 годы и на 2011 – 2015 годы соответственно.

При формировании бюджета на 2014 год подготовлен и представлен в МС МО «Коношский муниципальный район» реестр расходных обязательств на 2014 год.

В целях организации работы по своевременной реализации бюджета на 2014 год финансовым управлением подготовлено и администрацией МО «Коношский муниципальный район» принято постановление от 30.12.2013 № 700-рп «О мерах по реализации бюджете на 2014 год».

В рамках собственных полномочий финансовым управлением в течение 2013 года вносились необходимые изменения и уточнения в правовые акты, касающиеся организации исполнения бюджета.

В целях организации исполнения бюджета финансовым управлением сформированы сводная бюджетная роспись и кассовый план бюджета на 2014 год.

Показатели сводной бюджетной росписи доведены до участников бюджетного процесса в срок до 30 декабря 2013 года, что позволило органам исполнительной власти, бюджетным учреждениям своевременно подготовиться к функционированию в начале 2014 года.

Процесс исполнения бюджета МО «Коношский муниципальный район» организован в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется на основании соглашения с Управлением федерального казначейства по Архангельской области. Все расходы бюджета проходят предварительный контроль органов Федерального казначейства.

Обеспечено своевременное утверждение лимитов бюджетных обязательств, составление и ведение кассового плана, ведение лицевых счетов, санкционирование оплаты денежных обязательств, учет поступающих средств.

В целях обеспечения контроля за соблюдением бюджетного законодательства финансовым управлением проведены проверки бюджетной сметы казенного учреждения, правильности финансового обеспечения государственных заданий бюджетных и автономных учреждений Архангельской области, а также использования целевых межбюджетных трансфертов.

3. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления.

В 2013 году финансовое управление обеспечивало межбюджетное регулирование с учетом изменения полномочий между органами местного самоуправления.

Всего в бюджеты муниципальных образований района поступило в 2013 году доходов в сумме 292142 тыс. рублей , с ростом к уровню 2012года на 202899 тыс.руб. Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 40480 тыс. рублей (91,7% от первоначальных плановых назначений).

Объем межбюджетных трансфертов из бюджетов всех уровней в бюджеты поселений составил 251662 тыс. рублей, что выше уровня 2012года на 165202 тыс.руб. Значительный рост связан с получением субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере 182606 тыс.руб. ( МО «Коношское») .

Первоначальный годовой план по налоговым и неналоговым доходам в 2013 году выполнен в 3 муниципальных образованиях (МО «Ерцевское»-118,3% , МО»Климовское»-133,4%; МО «Мирный»-144,2%).

Для расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидий бюджетам поселений на софинансироваание вопросов местного значения финансовым управлением были разработаны методики расчета налогового потенциала и индекса бюджетных расходов бюджетов поселений, методика распределения субсидий бюджетам поселений на софинансирование вопросов местного значения.

Общий объем просроченной кредиторской задолженности бюджетов поселений за 2013год сократился на 703,8 тыс. рублей и составляет 600,0 тыс.руб. (МО «Подюжское»).

В течении 2013года обеспечено отсутствие задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.

В 2013 году ситуация с исполнением местных бюджетов и обеспечением их сбалансированности находилась на постоянном контроле. С этой целью финансовым управлением:

а) осуществлялся мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований, контроль за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством (в том числе по соблюдению утвержденных нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области);

б) подписаны соглашения с 7-ю высокодотационными муниципальными образованиями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. Осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения указанных соглашений;

г) введена новая форма ежемесячной отчетности «Информация о просроченной кредиторской задолженности муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа (муниципального района, включая поселения».

В целях усиления контроля за эффективным расходованием средств местных бюджетов и во исполнении статьи 136 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительством Архангельской области от 14.02.2012 № 37-пп на 2013 год, установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Финансовым управлением ежеквартально осуществлялся контроль за утвержденными нормативами. По итогам 2013года утвержденный Правительством Архангельской области норматив не соблюден в 4 муниципальных образованиях. Так в МО «Тавреньгское» норматив превышен на 286,5 тыс.руб., в МО «Подюжское» на 309,5 тыс.руб., в МО «Мирный» на 23,2 тыс.руб., в МО «Волошское»на 260,9 тыс.руб. Превышение установленного норматива, согласно полученным от муниципальных образований пояснениям, произошло в связи с невыполнением плана поступления налоговых и неналоговых доходов.

В течении финансового года осуществлялся контроль за состояние нормативно-правовой базы по администрированию неналоговых доходов. В январе 2013 года было проведены консультации с работниками бухгалтерских служб поселений по вопросам составления годового отчета по исполнению бюджета за 2013год, отчета ф,14 МО и отчета по сети, штатам и контингентам. В ноябре 2013года проведено совещание с бухгалтерами МО по вопросам расчета налогового потенциала на 2014год, рассмотрены вопросы исполнения бюджетов, изменения законодательства, формирования перечня главных администраторов доходов и формирования межбюджетных отношений на 2014г. Проведено согласование с главами поселений налогового потенциала на 2014год. В декабре 2013 года проведены консультации с бухгалтерами поселений по закрытию 2013 финансового года.

Финансовым управлением в постоянном режиме оказывалась методологическая помощь органам местного самоуправления по вопросам формирования и исполнения местных бюджетов.

В адрес органов местного самоуправления направлялись все правовые акты Правительства области и министерства финансов Архангельской области, представляющие интерес для местных органов.

В 2013 году финансовым управлением подготовлено 31 проект распоряжений администрации МО «Коношский муниципальный район» о выделении денежных средств из резервного фонда администрации МО «Коношский муниципальный район». За 2013 год из резервного фонда администрации муниципальным образованиям (поселениям) выделено 988,0 тыс.руб., в том числе:

- МО «Волошское»-125,0 тыс.руб.

- МО «Вохтомское»-87,8тыс.руб.

-МО «Ерцевское»-76,0тыс.руб.

-МО «Климовское»-85,6 тыс.руб.

-МО «Мирный»-101,6тыс.руб.

-МО»Коношское»-127,0тыс.руб.

-МО «Подюжское»-262,0тыс.руб.

-МО»Тавреньгское»-123,0тыс.руб.

4. Управление муниципальным долгом

При утвержденном верхнем пределе муниципального внутреннего долга МО «Коношский муниципальный район» в сумме 5200,0тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2014 года муниципального долга нет.

Расходов на обслуживание муниципального долга нет.

5. Расширение применения программно-целевых методов бюджетирования и обеспечение открытости информации о муниципальных финансах

В соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, основными направлениями бюджетной и налоговой политики МО «Коношский муниципальный район на 2014 год и на среднесрочную перспективу, бюджет на 2014 год сформирован «в программном формате».

В 2013 году осуществлялась реализация 9 долгосрочных целевых программ.

На 2014 год запланированы к реализации 28 муниципальных программ:

(в сфере образования, культуры, сельского хозяйства, энергосбережения, строительства) со сроками реализации начиная с 2014 года.

В результате на 2014 год объем «программных» расходов областного бюджета увеличился до 592885тыс. рублей и составил 91,3% расходов бюджета. Объём программных расходов от общих расходов бюджета составляет 91,3 процентов.

Финансовым управлением в 2013 году разработана к реализации муниципальная программа «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом», которая состоит из 3 подпрограмм, в комплексе обеспечивающих достижение поставленной цели:

1. Организация и обеспечение бюджетного процесса и развитие информационных систем управления финансами в Коношском районе;

2. Управление муниципальным долгом;

3. Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований (поселений).

Обеспечена прозрачность процессов планирования и исполнения бюджета, публичность информации бюджете МО «Коношский муниципальный район».

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства министерством финансов в течение 2013 года проведены публичные слушания по проекту бюджета МО «Коношский муниципальный район» на 2014 год и по отчету об исполнении бюджета МО «Коношский муниципальный район» за 2012 год. Проекты данных документов размещены в газете «Вестник» и на официальном сайте администрации МО «Коношский муниципальный район» в сети Интернет.

В течение 2013 года на интернет-сайте администрации МО «Коношский муниципальный район» регулярно размещалась информация по вопросам формирования и исполнения бюджета администрации МО «Коношский муниципальный район».

Скачать отчет финансового управления за 2013 год в Word



Губернатор








Вакансии


Отчеты Главы МО \


Противодействие коррупции


Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу


Государственное  учреждение  – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коношском районе Архангельской области




Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области - личный кабинет плательщика


Отдел  Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Коношскому району


Борьба с терроризмом


Госуслуги без очереди


Экология района


Бизнес-навигатор МСП



Почувствуй теплое радушие Севера!